umbloo (umbloo) wrote,
umbloo
umbloo

Из Э.Лейна: О разнообразии демонов


  Уже после выхода «Аббасидских баек» добрался, наконец, до Эдварда Лейна (Edward William Lane, 1801—1876) — и совершенно очарован. Лейн (он же Мансур-эффенди), востоковед, путешественник и едва ли не лучший переводчик «1001 ночи» на английский, писал легко и приятно, описываемых им старых и новых арабов явно любил, а любопытством обладал разносторонним. Буду выписывать и пересказывать отрывки из его собраний.

 О разнообразии демонов

…Некоторые утверждают, что все злые джинны — падшие ангелы или порождения Иблиса-сатаны; это не так. В отличие от ангелов, джинны бывают обоего пола, они едят и пьют, а также размножаются (в том числе и вступая в связь со смертными, причём дети от таких союзов наследуют качества обоих родителей). Сыновей же у Иблиса пятеро, и каждый занимается своим делом. Тир — главный по части несчастных случаев и увечий; аль-Аваар побуждает к буйству и безобразиям; Сот подстрекает ко лжи; Дасим возбуждает семейные распри; и, наконец, Зелембур чинит всяческие пакости в области дорожного движения. Первоначально он только препятствовал паломникам в Мекку и иные святые места, но теперь несомненно, что и заторы повозок на узких городских улицах — его рук дело.


Джиннов существует множество видов. Так, джинния силя — это лешачиха; захватив в плен заблудившегося путника, она заставляет его плясать до упаду, если не до смерти, а потом иногда съедает. Особенно много их водится на китайских островах и в окрестностях Исфахана. Один исфаханец рассказывал, как близ его и его спутников лагеря на силя напал волк. Джинния стала звать на помощь и сулить сто золотых за своё спасение, но путники не стали вмешиваться, и волк её сожрал.

 
Далхан обитает на морских островах и ездит верхом на страусе; он питается трупами жертв кораблекрушений. Иногда нападает и на суда в море; дружные мореходы без труда могут дать ему отпор, пока он молчит, но от его вопля люди теряют силы и падают ниц, оказываясь в полном распоряжении демона.

 
Шикк и несколько чаще встречающийся наснас выглядят, как половинка человека: у такого джинна полголовы, полтела, одна рука и одна нога, на которой он скачет с большим проворством. Водятся они в Хадрамауте и в Йемене, и одного такого поймали и доставили к наместнику: у пленника был курдюк, как у барана, голова отсутствовала, а на половинке груди вырисовывалась половинка лица. Жители Хадрамаута таких демонов едят и похваливают: очень вкусно! Это не похвальный обычай, так как некоторые наснасы — добрые мусульмане и просят пощады ради Аллаха. Родственные им демоны встречаются в Индокитае, у них тоже лица на груди, а единственный парный член — это нетопыриные крылья.
О хатифе слышали, но никто его не видел. Он может давать советы и предостережения прорицателям. Стоит ли доверять советам джиннов? По крайней мере, сразу их отбрасывать неразумно: ведь джинны склонны подслушивать беседы ангелов у самой нижней небесной сферы, а ангелы охотно обсуждают то, что предопределено Господом для смертных. Заметив подслушивающих джиннов, ангелы кидаются в них звёздами, и если попадают, то джинн может сгореть прямо в воздухе, может уцелеть, упасть в воду и стать крокодилом, а может упасть в пустыню и превратиться в оборотня-трупоеда, называемого гулем. Некоторые утверждают, что если такой подбитый джинн падает в населённый город, то он превращается в еврея, но это неправда: просто евреи поражают своей осведомлённостью обо всём на свете, как если бы им рассказывал небесные тайны джинн.


Не все джинны злы: вот история, которую рассказывал Лейну в Каире некий Абу-ль-Касим Гиляни, управляющий типографией, про своего земляка-перса, жившего в Индии.
Перс этот снял в Индии дом близ Ганга и по вечерам любил сидеть на крыше, покуривая кальян и любуясь на индианок, которые в эту пору купались в реке, нимало не стесняясь. Одна из них поразила его своей красотою, но он не слез с крыши. В полночь эта женщина сама явилась к нему и сказала, , что заметила его страсть и согласна стать его женой, но при двух условиях: во-первых, он никогда не разведётся с нею и не возьмёт второй жены, а во-вторых она будет проводить с ним время только по ночам. Перс боялся, что препоною может стать её языческая вера, но оказалось, что незнакомка — мусульманка. «И они поклялись друг другу в супружеской верности без каких-либо свидетелей, кроме самого Аллаха».
Жили они счастливо и хорошо ладили; перс, однако же, не отказался от вечерних посиделок на крыше. И вот однажды он увидел среди купальщиц другую женщину — ещё более прекрасную. И как только стемнело, новая незнакомка тоже явилась к нему (ещё до полуночи, когда обычно являлась супруга) и изъявила полную готовность предаться с ним любви. «Нет, я женатый человек и верен своей супруге!» — возразил перс; красавица стала убеждать его взять её второй женою, но он оставался непреклонным. Тогда в полночь незнакомка обернулась его женою и сказала: «Знай, что я — из джинний, и теперь я не сомневаюсь в твоей верности. А если тебе какая женщина приглянется — ты просто скажи мне, и я приму её обличье». И жили они, говорят, долго и счастливо.

 (Картинки - в основном Мехмед Чёрное Перо (Мехмед Сиях Калам) и его школа, XV в. )
Tags: арабское, мифология, старые книжки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments