В собрании музея Метрополитен есть вот такой прекрасный свиток: «Сутра о Каннон с картинками» 観音経絵巻, «Каннонкё:-эмаки», принадлежит он кисти Сугавара-но Мицусигэ 菅原光重. Это глава XXV из «Лотосовой сутры» – о бодхисаттве Каннон, Внимающем Звукам, он же Авалокитешвара; часто эту главу называют самостоятельной «Сутрой о Каннон». Свиток создан в XIII веке на основе китайской печатной книги 1208 года, которая сама воспроизводила более ранний рукописный свиток. Насколько точно японские мастера следовали образцу, непонятно; люди в основном в китайских нарядах, но пейзажи вокруг сделаны скорее в японской манере. Вообще текст сутры проиллюстрирован гораздо подробнее, чем обычно в японских рукописях. Здесь показаны и чудеса Внимающего Звукам, и разные его обличья.
Начало свитка
Будда и его слушатели на Орлиной горе
Каннон спасает своего почитателя из ада, обращая жаркое пламя в прохладную воду…
…оберегает путников на суше и на море, защищает от демонов…
…от разбойников…
…и от преследованья властей…
…от всевозможных врагов и гонителей…
…помогает женщине благополучно родить детей…
…а подвижнику – обрести учителя и постичь Закон Будды.
Каннон является в облике монаха, или в сиянии бодхисаттвы, или в мирском обличье…
…применяя всевозможные уловки, предстаёт мужчиной или женщиной, человеком или божеством…
…или грозным защитником Закона, или правителем…
…или мирянином-домохозяином, или странником, смотря по тому, кто какого учителя готов выслушать.
Малым ребёнком или грозным демоном – применяясь к нуждам и склонностям разных людей.
И всюду, выручая из всевозможных бед, одновременно ведёт к пробуждению сердца, к Закону Будды. Обратим внимание: на последней картине путники движутся не в том направлении, куда разворачивается свиток, а в противоположном: «возвращаются».
И снова – Орлиная гора и драгоценная пагода на ней.
Все картинки можно рассмотреть в высоком разрешении можно рассмотреть вот тут.