| Эта история – из «Собрания стародавних повестей». Там Гэнсин, знаменитый книжник, преданный подвижник «Лотосовой сутры» и будды Амиды, действует в нескольких рассказах. Среди прочего там есть его подробное жизнеописание: от рождения до смерти, включая годы ученичества, службы при дворе, работы над собственными книгами. И вот как описано главное событие жизни Гэнсина – уход в Чистую землю.Рассказ об общинном главе Гэнсине из Ёкавы …Под старость Гэнсин тяжело заболел, шли дни, но он всё читал «Сутру о Цветке Закона», неустанно возглашал имя будды [Амиды]. В ту пору старик-монах из соседней кельи увидел во сне: монах с золотистой кожей сходит с неба, обращается к общинному главе и сердечно с ним беседует, а общинный глава ему отвечает, не вставая с ложа. Старик рассказал об этом сновидении. А еще один человек видел во сне, как вокруг общинного главы расцвели сотни, тысячи, десятки тысяч цветов лотоса. Кто-то спросил, глядя на эти цветы: что это за лотосы? А с неба голос отвечал: эти лотосы явил бодхисаттва Мё:он, Чудесный Звук. Общинный глава должен отправиться на Запад! Когда настал его последний час, Гэнсин собрал выдающихся ученых монахов своей молельни и отшельников, сказал им: – Эта жизнь моя скоро кончится. Если кто из вас сомневается насчет каких-то мест из книг Закона, давайте разберем их толкования! И тогда люди стали спрашивать о главном смысле книг Закона, и в их сердцах не осталось сомнений. А другие скорбели об общинном главе, вместе проливали слезы, горевали безмерно. Потом, когда все они ушли, Гэнсин велел остаться только Кё:ю:, учителю таинств , и тихонько сказал ему: – Много лет я взращивал корни блага и все их хочу обратить к Высшей Радости, чтобы возродиться на третьей ступени высшего уровня возрождения. Только что явились двое небесных отроков и молвили: «Мы – посланцы Мироку с неба Тосоцу. Ты, отшельник, всю жизнь хранил Цветок Закона, глубоко постиг основы Единой колесницы. За эти заслуги ты возродишься на небе Тосоцу. Мы пришли проводить тебя туда!». А я ответил небесным отрокам: безграничное благо выросло из тех корней, если я могу родиться на небе Тосоцу, поклониться милосердному почитаемому [Мироку]! Но я много лет желал родиться в мире Высшей Радости, поклониться будде Амиде. А потому – молю, о милосердный почитаемый, соедини свои силы с моими, проводи меня в мир Высшей Радости! В мире Высшей Радости я стану чтить тебя, о Мироку! А вы, отроки небесные, скорее вернитесь и передайте это милосердному почитаемому! Так я ответил, и отроки ушли восвояси. Учитель таинств Кё:ю: слушал с безмерным почтением и скорбью. А общинный глава еще сказал: – В последнее время несколько раз являлся Внимающий Звукам. Кёю залился слезами и отвечал: – Без сомнения, ты возродишься в краю Высшей Радости! Потом общинный глава скончался. В тот час в небе сгустились багряные облака, раздались звуки музыки. Благоухание наполнило келью. Это было в первый год Каннин [1017 г.] в десятый день шестого месяца, от часа Быка до часа Тигра [с часа до пяти пополуночи]. Лет Гэнсину было семьдесят шесть. Воистину, удивительно! Так передают этот рассказ.Предсмертная беседа Гэнсина с книжниками и отшельниками имеет прообраз – последние наставления Будды перед нирваной. А вот эпизод «выбора рая» для японских жизнеописаний необычен. Здесь сталкиваются два разных понимания того, каким бывает благое посмертие для почитателя «Лотосовой сутры». По одной из них, хранитель сутры возрождается на небе Тосоцу (Тушита) близ будущего будды Мироку (Майтрейи), чтобы в должный срок вместе с ним вернуться в мир людей. Известно, что о такой участи для себя и своих ближних людей молился современник Гэнсина – «канцлер Мидо», он же Фудзивара-но Митинага, главная фигура при дворе на рубеже X–XI веков. По другой традиции, подвижник сутры уходит в Чистую землю Амиды. Из самой «Лотосовой сутры» можно вывести оба этих толкования; рассказы сэцува обычно следуют либо одному, либо другому. Но Гэнсин здесь может сам сделать выбор. «Третья ступень высшего уровня возрождения» – не высшая из возможных: в сутрах о Чистой земле различается три уровня возрождения, по три ступени на каждом, и Гэнсин, несмотря на все свои заслуги, надеется только на начальную ступень высшего уровня. О том, как он чтил будущего будду Мироку, в «Стародавних повестях» есть отдельный рассказ (где Гэнсин собирает пожертвования, чтобы восстановить заброшенный храм Мироку). Бодхисаттва по имени Чудесный Звук появляется в «Лотосовой сутре», о нём мы, авось, скоро расскажем отдельно; «на Запад» – то есть в край Высшей Радости, в Чистую землю Амиды. Кто такой монах Кё:ю: 慶祐, непонятно: возможно, имеется в виду Кё:дзо: 慶祚 (955‒1019) из храма Миидэра, друг Гэнсина, но в других рассказах он чаще играет иную роль: не сидит подле смертного одра, а наоборот, чудесным образом узнаёт о кончине друга, будучи далеко от него. |
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.