?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Ещё кое-что про корейских тапиров 
23-июл-2018 10:16 am
Но
Хостинг картинок yapx.ru Есть такой хороший корейский сериал, «Царевна Супэкхян» (제왕의 딸수백향, она же «Дочь короля, Су Бэк Хян»). Действие там происходит в древнем царстве Пэкче, в начале VI века, и бойцы отборного отряда пэкческой гвардии там все мечены, как сказано в переводе, «татуировкой тапира» (играющей немалую роль в сюжете). Понятно, что никаких малайских связей у Кореи тогда не было и быть не могло, не говоря уж о южноамериканских. Но любопытно было бы разобраться, о каком звере идёт речь.
Это, в общем, несложно. Тапир по-корейски действительно, как и говорится в фильме, «мэк» (맥, 獏), и название это он перенял у баснословного чудовища с туловищем медведя, лапами тигра, хвостом коровы, хоботом слона и с иногда со слоновыми же бивнями, а иногда с кабаньими клыками. По-китайски этого зверя звали «му», но там он оказался не очень любим (хотя его головы охотно изображали на концах балок в богатых домах); а вот его японский родич «баку» приобрёл большую народную любовь, поскольку питается ночными кошмарами и очень полезен тем, кому часто снятся дурные сны. (Заодно он кушает и слишком пылкие страсти и надежды, особенно несбыточные, что тоже полезно.) В Японию баку пришёл как раз из Кореи — где-то веке в пятнадцатом, а к токугавским временам его уже вовсю и на картинках печатали, и нэцкэ в виде этого доброго чудища резали.
Хостинг картинок yapx.ru
Как видим, представляли его по-разному — то он больше похож на слона, то на кабана…

В самой Корее зверь мэк вошёл в моду на две-три сотни лет раньше, в государстве Корё. Представляли его примерно вот так:
Хостинг картинок yapx.ru
Правда, здесь его рацион был немного иной: помимо страшных снов (и даже несколько охотнее), он поедал железо. В честь чего и получил второе прозвание — «Железоед», Пульгасари (불가사리). Именно про него был снят знаменитый северокорейский фильм 1985 года, история которого сама по себе вполне приключенческая: южнокорейского режиссёра Син Сан Ока ради этого похитили, потом, уже сняв фильм про Железоеда, он бежал… Фильм сейчас выглядит довольно наивным и нравоучительным, но всё равно трогательный. Маленького игрушечного Пульгасари слепил из рисовой каши для своих детей кузнец — борец за справедливость и узник злого князя. Сам кузнец в тюрьме умер, а игрушка ожила, стала расти, превратилась постепенно в огромное железное чудовище и пошла защищать простой народ, разнося княжеские войска и пожирая оружие, включая пушки. Князю после долгой борьбы пришёл конец, народ возликовал. Но питается-то Пульгасари всё равно железом, и чем он крупнее — тем больше еды ему требуется. Покончив с пушками и латами, он перешёл на сельхозинвентарь, и начался голод. Дочка кузнеца объяснила своему питомцу, чем это скоро кончится, он усовестился и покончил с собою (причём осколки разлетелись в разные стороны и всё железо вновь вернулось в землю). В концовке на свет появляется новый Железоед — пока маленький и милый…
Всякий северокореец понимал (а кто не понимал — тем объяснили), что Пульгасари — это образ капитализма, который сперва прогрессивен и губит феодализм, но потом сам становится бедствием для простого народа.
Правда, Пульгасари в фильме выглядит совсем не хоботным и мало похож на зверя мэк:
Хостинг картинок yapx.ru

Но это пока ещё не отвечает на тот вопрос, который мы поставили в начале: откуда взялась «татуировка тапира» в сериале? Действие северокорейского фильма отнесено к условному XIV веку, сам Железоед в корейском фольклоре появился незадолго до этого, а царевна Супэкхян и её товарищи делают свои наколки на восемь сотен лет раньше! Да и выглядят эти татуировки не слишком похоже не только на киношного Пульгасари, но и на хоботного зверя мэк со средневековых картинок. А именно вот так:
Хостинг картинок yapx.ru

Тем приятнее было обнаружить образец для этой татуировки на сайте Музея Пэкче. Среди экспонатов как раз примерно той поры, когда происходит действие «Царевны Супэкхян» имеется вот такое бронзовое существо — кажется, игравшее роль курильницы:
Хостинг картинок yapx.ru

Доказательств, что это именно зверь мэк, а не, скажем, сильно стилизованный медведь или кабан, вроде бы нет — но сходство очевидно, несмотря на отсутствие рогов. Очень симпатичное существо, по-моему. И в сериал хорошо вписалось.
Комментарии 
23-июл-2018 10:19 am
Ух ты, прям такой же зверь-то!
23-июл-2018 10:47 am
Вот явно с него срисовывали. Наверное, это очень знаменитый у них экспонат, узнаваемый зрителями.

Edited at 2018-07-23 13:21 (UTC)
23-июл-2018 10:38 am
Прелесть какая. Особенно с хоботком.
23-июл-2018 10:48 am
Очень славные существа.
23-июл-2018 11:16 am
На мой вкус, лучший из изображенных - зверь с перископом на рисунке в середине поста :)
23-июл-2018 11:28 am
Он выразительный. И самый старинный, не считая пэкческой свинки.
23-июл-2018 03:48 pm
***История которого сама по себе вполне приключенческая: южнокорейского режиссёра Син Сан Ока ради этого похитили, потом, уже сняв фильм про Железоеда, он бежал…***

Там всё было куда интереснее.

Японский кинокритик и cтарый друг Син Сан Ока, Тэцуо Нисида, пишет в своей книге «Вымышленное изображение» (虚構の影像), что Сан Ок прежде чем исчезнуть из Гонконга вслед за женой рассказывал ему, что получил предложение из КНДР снимать там любые, какие он захочет кинокартины. Северокорейцы исходили из того, что режиссёр имел разногласия с южнокорейским правительством и больше не мог работать на Юге. В 1972 году там была установлена диктатура Пан Чон Хи, и усилилась политическая цензура. Начались репрессии. По личному указанию генерала Пан Чон Хи студия Син Сан Ока была закрыта. Ему с его левыми взглядами не давали больше снимать. Пресса травила его. Более того, режиссёру и самому грозила тюрьма.

В КНДР режиссёр снял семь фильмов, среди которых самый известный — «Пульгасари» о мифологическом чудовище, ставшим на сторону батраков, своеобразный «коммунистический вариант Годзиллы».

Этот фильм был принят Ким Чен Иром как творческая победа. Семья режиссёра выехала в Вену для проведения переговоров о прокате фильма в Европе. На второй день пребывания в городе Син Сан Ок пошёл в американское посольство, чтобы получить американское гражданство, как беженец.

Первые годы после «освобождения» Син потратил на разбирательства с контрразведкой южан. Там никто и не сомневался, что режиссёр уехал в КНДР добровольно. Но ничего доказать не смогли и от него отстали.
23-июл-2018 04:10 pm
Да, там двусмысленная история. Судя по всему, "похищение" произошло с согласия Сина, но потом он разочаровался. Тем более что "снимать что захочет" в КНДР ему всё же явно не удавалось.
Но фильм про Пульгасари правда хороший получился, хотя по нынешним временам и выглядит незамысловатым.
23-июл-2018 05:16 pm
Милейший зверь на последнем фото. Радует, что взяли за образец исторически близкий экспонат.
23-июл-2018 05:57 pm
Ага. Они вообще, конечно, стараются в фильмах так делать - но далеко не всегда удаётся подобрать что-то соответствующее по времени и месту. В другом сериале про то же Пэкче тамошний "герб"на каждом знамени нарисован совершенно в стиле 19 или 20 в., вроде этакого скаутского значка.