?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Игры про школу (2) 
2-сент-2017 11:00 am
Сару серьёзный
Вчера мы показывали позднемэйдзийское школьное сугороку Ивая Садзанами. А на тридцать лет раньше, в 1877 году, вышла другая игра на ту же тему — « Обучение в токийских младших школах» (東亰小學校教授雙録 , «То:кё: сё:гакко: кё:дзю сугороку»), которую рисовал Хиросигэ Третий (歌川廣重, 1842-1894). Эти две игры кое в чём похожи, но во многом и различаются.

Там — приложение к журналу, здесь — отдельная игра в пакете. Там — сдержанные и даже тускловатые цвета и чёткий рисунок, здесь — всё ярко и аляповато, новомодными анилиновыми красками (особенно красный и розовый лютые!). Там — прежде всего разные предметы, а здесь…
Нет, здесь разные уроки тоже представлены, конечно. Вот азбуку учат:


Вот география (правда, карта какая-то странноватая…)


Рисование — даже более основательное, чем в позднем сугороку:


Таблицу умножения учат (а учитель явно учится носить европейскую одежду)


Письмо и физкультура:


Физкультура даже нескольких картинок удостоилась. А на перемене рядом просто бегают.


Свои унылые троечники и свои отличники:


И библиотека на месте вроде бы:


Но это не главное, пожалуй. Потому что тут главная мысль не «в школе можно многому научиться», а «школа нового образца — это круто!»


Особенно если туда не просто ходить, а на рикше ездить. Вот за границей ведь все ездят на рикшах (и под зонтиками)!




А ещё круче учиться в крутой школе. И вся игра — это, собственно, состязание нескольких разных токийских школ.




Все красивые, каменные, модной архитектуры, у каждой своя вывеска.

И свои преданные ученики, которые готовы ходить на занятия в любое время года, даже в непогоду…

Хотя весной, конечно, лучше всего — особенно если не учиться, а на качелях качаться…



А из лучшей школы — прямая дорога в столь же роскошную взрослую жизнь: кому на рикше, а кому аж в конном экипаже! И Фудзи-сан всё это великолепие осеняет…

В общем, если говорить прямо, предыдущая игра больше про учёбу и будни, а эта — про понты и праздники. Но ко временам Ивая Садзанами к этим школам нового образца уже привыкли, а Хиросигэ Третий (и его издатели) ещё были вынуждены в них заманивать всеми средствами…


Минуло почти полвека. В младшие классы пошли внуки тех ребят, что играли в состязание школ и старшие дети читателей «Мира юношества». Следующее «Школьное сугороку» (學習スゴロク, «Гакусю: сугороку», автор — Окуно Сё:таро:, художник — Кусацу Цудзио) — это уже эпоха Тайсё:, 1924 год. Даже не приложение к детскому журналу, а просто центральный разворот из него:


Манера рисунка уже совсем другая (точнее, третья) — более «мультяшная». И правила необычные: помесь «гуська» и «фантов». Дорожка идёт вдоль нескольких больших картинок, и если фишка остановится на красной клетке — бросай кость ещё раз и смотри, какая цифра выпала и чему она на картинке соответствует.


Первая картинка — «Утро». Выпадет четвёрка — покажи, как протираешь глаза спросонья, выпадет двойка — покажи, как делаешь утреннюю зарядку. Или как зубы чистишь, портфель собираешь и так далее — всё по кубику.


Дальше — «По дороге в школу»: поклониться встречному, подраться, потискать пёсика, порисовать на стене… В предыдущих наших играх последние занятия немыслимы! Но — время уже иное…


Собственно уроку отведена одна картинка: кто-то руку поднимает, вызываясь отвечать, кто-то зевает, кто-то подсказывает… Покажи, как ты это делаешь!


На перемене — подвижные игры и физкультурные упражнения.


И наконец — повторение пройденного и домашние задания. Можно заметить, что у авторов совершенно чёткое главное воспоминание о школьных годах: всё время хочется спать. На каждой картинке кто-нибудь дремлет, зевает, продирает глаза и так далее…

В этой игре школа уже встраивается в день в целом — уроки занимают почётное место, но в жизни персонажей много другого, не менее увлекательного, а иногда и хулиганского… Самые весёлые школьные сугороку — этих лет. Потом наступит эпоха Сё:ва, и школьники в играх начнут в основном упражняться с ружьями, посещать раненых в госпиталях, сидеть на собраниях, маршировать со знамёнами, заменять на работе взрослых (которые в армии) и изредка — ловить шпионов, а в классе появляться разве что на какой-нибудь одной из двух десятков клеток. Но эти невесёлые игры мы сейчас выкладывать не станем.
Комментарии 
4-сент-2017 06:12 pm
Первое сугороку таки убеждает, что круто. Одна необычная архитектура чего стоит. Во втором школа уже явно привычное времяпрепровождение.
4-сент-2017 07:03 pm
Значит, первое вполне получилось. Да и второе тоже.