?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Игры про школу (1) 
1-сент-2017 10:48 am
Кладжо Биан

По случаю 1 сентября (с которым и поздравляем всех причастных!) покажем сугороку про школу. Не учебные (таких тоже, конечно, было много), а про школьную жизнь.
У первой игры — интересный автор (не художник, а сочинитель). Это Ивая Садзанами (厳谷小波, 1869–1933), сын видного мэйдзийского политика (и каллиграфа), незадавшийся доктор, зато успешный литератор, педагог и основоположник японской детской литературы.

Вот он в обоих своих обличьях — японском и вестернизированном.

Собственно детская литература, не народная, а авторская, и в Европе появилась довольно поздно, а для Японии тех лет эта мысль была совсем новой. По крайней мере, относиться к этому жанру серьёзно не приходило в голову ещё никому. Кроме Ивая Садзанами — он счёл, что это как раз то полезное, что можно и нужно у Запада позаимствовать: воспитание — одна из главных задач, стоящих перед страной, заниматься им надо с младых ногтей, и лучше делать это увлекательно, нежели нудно. Так что в 1895 году Иваи основал первый японский детский журнал, «Мир юношества» (少年世界, «Сё:нэн сэкай»), имевший бешеный успех. Конечно, поначалу это был в чистом виде «журнал для мальчиков», но не прошло и десяти лет, как к нему добавился и параллельный «девочковый» журнал.
Затея была новая, и поначалу большую часть объёма журнала Ивая Садзанами заполнял сам — первая японская детская повесть с продолжением, военные очерки, исторические рассказы и статьи, учебные материалы. Потом подключились другие авторы и художники, в ход пошли переводы (кстати, «Книгу джунглей» Киплинга впервые опубликовали в Японии именно тут), «таинственные истории», комиксы, детские пересказы взрослой приключенческой классики вроде «Восьми псов» Бакина, спортивные (в основном бейсбольные) карточки для собирателей — и, разумеется, сугороку.
Наше сугороку — приложение к одному из выпусков журнала за 1907 год. Называется игра «Уроки в младшей школе для мальчиков и девочек» (少年少女小学教科双六, «Сё:нэн сё:дзё сё:гаку кё:ка сугороку»), художник — Одакэ Кокукан (尾竹国観, 1880-1945).


Правила — без неожиданностей, обычный «гусёк». Каждая клетка — с какой-нибудь школьной сценкой, в красных кружках — всякие полезные ученикам предметы, многие — новые, «западного образца», их ещё названия запомнить надо!

Начинается с того, что младшеклассники идут с сумками в школу. Школа совместного обучения — хотя  на дальнейших картинках классы, кажется, в основном раздельные. Первый урок - основы этики.


Дальше уроки: история с портретами исторических деятелей, география с роскошным макетом местности… (Обратите внимание на красные кружки: вот такие шнурованные ботинки подобает носить передовому школьнику, а не устарелые тапки!)


Читают и считают на больших счётах…


Природоведение и физические опыты. Злополучной крысе под стеклянным колпаком, похоже, скоро придёт конец…


Просто письмо и чистописание, экскурсии всякие, в том числе агрономические. В кружках мелькают модные физкультурные снасти вроде гантелей.


Ещё прогулка и урок иностранного языка.


Рисование и труд, в смысле кройка и шитьё.


Физкультура (с непременными гантелями, а на полях ещё и теннис!) и, так сказать, основы экономики: расчерчивают листы для счётной книги....


Пение и игры.


Складывание из бумаги (оригами тоже надо учиться!) и диспут или устный доклад.


Справа — раздача похвальных листов, слева, с кокардой, — староста класса, насколько понимаем.


И по домам. Во большинстве сугороку такого рода клетка выигрыша — это какие-нибудь испытания, или получение похвального листа, или переход в школу старшей ступени. Но Иваи Садзанами, кажется, понимал, что так далеко младшеклассники не заглядывают  - или, по крайней мере, это не главное. Конец учебного дня — чем не повод радоваться своим сегодняшним успехам и свершениям?

Как мы видим, в этом сугороку в школе прежде всего учатся — и представлен большой набор предметов. Это не всегда так. В следующий раз посмотрим, как «школьные» сугороку выглядели лет на тридцать раньше этого и лет на двадцать позже.
Комментарии 
1-сент-2017 09:29 am
Непорядок - мальчики не делают табуретки! :)
1-сент-2017 10:33 am
И правда, могли бы - табуретка вещь западная и прогрессивная.
1-сент-2017 11:48 am
Или банкеточка, как вот здесь - https://flic.kr/p/NvKY2s
1-сент-2017 12:45 pm
Какая прекрасная школа - именно этим вольным смешением традиции и реальности! Я, кстати, целиком за такое совместно-раздельное воспитание. Программа может быть и одинаковой, но подход...
Потом, мне кажется, девочка для мальчика до какого-то возраста должна оставаться загадкой и праздником... а когда она"Бойцова, дай списать", она ни товарищем почему-то не становится, ни объектом по-настоящему романтических, без пошлости, чувств.
1-сент-2017 12:50 pm
Не знаю, мне кажется, что загадки тут не самый лучший вариант. У меня в школьные годы были девочки-приятели, но в чистом виде "хороший ты парень, Наташка". Впрочем, у меня-то была сестра, так что загадочности всё равно не вышло бы.
1-сент-2017 12:56 pm
Одна сестра за весь женский род не отвечает...
1-сент-2017 02:35 pm
Обо "всём роде" я тогда вообще не думал, кажется. Даже сравнительно немногие знакомые девочки были сильно разные.
4-сент-2017 07:28 pm
Игра местами вызывает зависть, приходится уговаривать себя, что школа Мейдзи была совсем не так радужна.
Скажите, пожалуйста, можно ли сослаться на ваши посты о сугороку в личном блоге на Mel.FM?
4-сент-2017 08:23 pm
Ну, радужна она была не больше, чем любая другая, но подать её умели. Впрочем, наверное, примерно так же и наши картинки к какому-нибудь "Вите Малееву в школе и дома" японцы могут рассматривать....
А ссылаться можно, конечно, - это ж у нас не закрытый блог. Сугороку этого года - все из собраний Принстонского университета и Национальной библиотеки Австралии, там большие коллекции (правда, австралийский сайт то и дело выходит из строя).