umbloo (umbloo) wrote,
umbloo
umbloo

Category:

Нисимура Ходо:, загадочный художник

 Среди японских художников много таких, о которых мы ничего не знаем — ничего, кроме их работ. Это привычно, если мастер жил давно — в средние века, или лет двести назад… Но и среди художников ХХ века есть такие, как Нисимура Ходо: (西村蒲堂). Неизвестно, когда он родился, у кого учился, как и когда умер, настоящее это его имя или псевдоним. А что известно?

.

В конце 1920-х годов в Киото выпустили серию гравюр с разными цветами и растениями — «Подборка цветов и трав в западном духе», 洋草花譜. В основу их легли акварели Тигуса Со:уна (千種掃雲, 1873–1944), действительно соединявшего манеру старинных японских изображений цветов с манерой европейских ботанических атласов. Рисунков Со:уна не хватило, так что серию доделал в том же духе Цутия Ракусан (土屋楽山 , 1896–1976), ученик Такэути Сэйхо:. Пару можно видеть выше, а всю серию — тут. Она имела успех и несколько раз переиздавалась.

Примерно десятью годами позже, в 1937–1940 годах, йокогамский издатель Такэмура Хидэо выпустил подражание этой серии — в схожем стиле и оформлении. Подражание, но не подделку: гравюры были другие и художник другой, а именно Нисимура Ходо:.
.

.

В 1930-х годах Нисимура Ходо: работал на Такемуру как штатный художник его издательства — но это практически всё, что мы о нём знаем. А цветы красивые.








И рисунок ботанически точный — все растения узнаваемы.





Было предположение, что Ходо: учился у Нисимуры Гоуна и взял его фамилию, но это только догадки, среди учеников Гоуна никого похожего нет, да и стиль иной.

.

.

Сохранилась (не полностью) ещё одна серия, которую Ходо: в те же годы делал для Такэмуры Хидэо — с птицами и зверями. Это тоже подражание, образец здесь, конечно, знаменитый Охара Косон (小原 古邨, 1877–1945), и даже «натурщики» подобраны те же, что у Косона.













Некоторые из этих гравюр печатались как с чёрным, так и со светлым фоном (например, в начале этого поста можно видеть картинку с сорокопутом на светлом).

Есть ещё несколько пейзажей, подписанных «Нисимура Ходо:»




И всё. Больше о нём ничего не известно.
Впрочем, существуют стойкие подозрения, что Нисимура Ходо: — одно лицо с Сайто: Ходо:, работавшим тогда же, печатавшимся у того же издателя (хотя и не только у него), но предпочитавшем иные жанры. От него сохранились и гравюры, и акварели — и точно так же никаких биографических сведений. Сайто: Ходо: исчезает тогда же, когда и Нисимура — во время войны. Вот несколько его работ.

Поклонение Каннон в храме Гимё:дзи

Дождь в Йокогаме


Ещё один дождь

И ещё.

А тут дождь как раз кончился

Красавицы в садах (в том числе при том же Гимё:дзи):
.



Монах (школы Фукэ), паломник и храмовый метельщик:


.

И просто два зимних пейзажа:




Но, опять же, твёрдых доказательств, что эти два Ходо: — одно лицо, не существует, насколько мы знаем… Так что загадка остаётся.
Tags: Сёва, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments