?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Игра в сугороку (2) 
7-ноя-2010 12:56 pm
Мидзару
 (продолжение. Начало тут )

«Сугороку в картинках» 絵双六, Э-сугороку — игра на расчерченном поле с картинками. Фишки передвигаются по полю в соответствии с числами, выпавшими на кости. Поле может быть устроено двумя основными способами. Первый — когда клетки на поле следуют друг за другом, по спирали или змейкой, и тогда это та же самая игра, что европейский «гусёк». Число на кубике показывает, на сколько клеток вперед продвигается фишка. Второй способ: на каждой клетке написано, на которую клетку с неё надо переходить, если выпало такое-то число. То есть фишки по полю движутся в непредсказуемом порядке. Казалось бы, в эту игру можно быстро выиграть, но не тут-то было: далеко не со всех клеток есть выходы на все шесть чисел. Не выпало нужное — пропускаешь ход. В обоих вариантах бывают клетки призовые и штрафные. Начало игры — обычно в правом нижнем углу, победное завершение — клетка большего размера в центре или вверху поля.

 

Считается, что сугороку на бумажном поле придумали в XIII в. буддийские монахи — для лучшего запоминания религиозных терминов. Картинок в этой игре ещё не было, только надписи. Игра и в дальнейшем тяготела к познавательности или поучительности, благо на поле можно изобразить и надписать что угодно.
Расцветает э-сугороку в эпоху Эдо, когда поля стали печатать с досок, в той же технике, что театральные гравюры и книжные иллюстрации. К началу XVIII в. относятся «Дзё:до-сугороку» 浄土雙六, «Сугороку Чистой земли», где начинаешь со смертного одра и проходишь разные перерождения, получаешь воздаяние за грехи и добрые дела, а цель — возродиться в Чистой земле будды Амида. По дороге, например, можно было угодить на клетку Ё:тин 永沈, «Утонул навсегда» — тогда фишка вообще выбывает из игры (позже это жесткое правило заменили простым пропуском хода).
Здесь можно подробнее рассмотреть «Сугороку добра и зла», с добродетелями, пороками и разными путями перерождения.
 
А вот более позднее цветное поле на это же благочестивый сюжет: «Сугороку о добре и зле: посох для странствия в Чистую землю» 善悪雙六極楽道中杖, «Дзэн-аку сугороку Гокураку до:тю: дзуэ». Путь начинается с нашего мира и кончается в Чистой земле. 


  
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вскоре стали разрабатываться и другие сюжеты: путеводители по знаменитым маршрутам паломничества и просто по достопамятным местам, наставления в семейной жизни, в воинских доблестях, справочники в картинках для поклонников театра или борьбы сумо, подборки старинных стихотворений, которые надо знать образованному человеку, и т.д.
В сугороку с картинками принято было играть на Новый год. Многие поля посвящены этому празднику. Вот например: «Сюнко: харимадзэ-сугороку» 春興は利まぜ寿古路く — «Весеннее сугороку с оклеенной ширмой» (начала XIX в., работы Хиросигэ II). На первом плане — новогодние гостинцы и прочие приметы праздника; игра начинается со скамеечки, на которой лежит тетрадка со списком гостей, и в ней же написано «фуридаси» — «начало».
 
А позади стоит ширма, оклеенная веерами, на каждом – картинка и стихотворение; по ним и ходит фишка. Тут и вешние воды, и птичье пение, и слива цветёт, и сакэ потчуют, и гадают… И даже обезьянка в балагане радуется: кнут укротителя лежит в пыли, его нельзя трогать — и пыль поднимать, и драться на Новый год дурная примета!

Посмотреть на Яндекс.Фотках
А на клетке выигрыша — журавли парят на фоне первого восхода в Новом году.

Есть вот такая классификация тем для сугороку:
1. Буддийское учение, Чистая земля
2. Карьера
3. Путешествия
4. Театр
5. Музыка и музыкантши
6. История, воинские повести
7. Ратные доблести
8. Женские обыкновения
9. Чудовища и призраки
10. Новый год, времена года
11. Городские нравы
12. Детские сказки и песенки
13. Анекдоты в картинках
14. Нравственные правила
15. Предпринимательство и реклама
16. Здоровье, уход за телом
17. Политика
18. Разное.

Очень частый (и очень старый – по крайней мере с начала ХVIII века) сюжет — путешествие по дороге То:кайдо:. На каждую станцию по клетке. С игры именно в такую разновидность сугороку начинается знаменитая пьеса Тикамацу Мондзаэмон «Ночная песнь погонщика Ёсаку из Тамба»: только этим способом малолетнюю барышню и удаётся убедить не капризничать и отправиться в настоящее путешествие по тому же маршруту.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
На полях для игры по То:кайдо: принято было воспроизводить гравюры знаменитых художников из циклов, посвященных этой же дороге.



Путешествие возможно и по другим местам — например, по окрестностям Камакура.

И по столице: игра «Тридцать шесть видов Токио» и другие в том же роде.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

(Продолжение будет)
Комментарии 
23-окт-2011 06:16 pm
Очень интересно. Многоклеточная и познавательная игра, - прекрасная придумка!
Спасибо!
23-окт-2011 07:44 pm
На здоровье!