?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Инари и лисы - 2 
10-окт-2010 12:45 pm
Мидзару
(Продолжение. Начало здесь)
Инари и Дакини-тэн

Из буддийских преданий можно понять и то, почему Инари изображают не только в облике крестьянина, но и в виде нарядной женщины. В Японии считается, что это — обличье индийской богини Дакини 荼枳尼天, Дакини-тэн.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Инари в образе Дакини летит над облаками на белой лисе.
В индийской мифологии дакини — это не одна богиня, а целый разряд божеств. Шива некогда сражался с демоном Андхакой; каждый раз, когда кровь из ран демона проливалась на землю, из неё появлялись новые и новые его двойники. Вот тогда боги и создали чудесных дев – дакини, которые на лету ловили брызги крови демона, не давая им упасть на землю. Так их и изображали — с чашами, полными крови, в руках. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Битва Шивы с Андхакой. Рельеф из храма Элефанты. Крошечная летящая фигурка справа – дакини.

В буддийских «таинствах» дакини — спутницы будд или святых подвижников, воплощения того тёмного и страшного, что нужно победить на пути к просветлению; прежде всего — это страсти и желания, создающие человеку его непостоянный мир, полный страданий.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тибетское изображение дакини: она попирает двоих покойников, убор ее сделан из черепов, в руке чаша с кровью.
Как и в индуизме, в буддизме дакини соотносятся с богиней Кали — всепожирающим временем. Тогда Будда выступает как Махакала — победитель Кали, как Великое Время, в котором ничто не исчезает, всё пребывает вечно.

В Японии с начала IX века было известно предание о договоре Будды с дакини. Оно изложено в китайском толковании к «Сутре о Великом Солнце», которое составили Шань Увэй и Исин в VIII в. Здесь Будда велит демоницам-дакини отказаться от людоедства. Они возражают: тогда мы умрём с голоду! И Просветленный назначает им в пищу жизненные силы человека, чей смертный срок уже близок — по закону воздаяния. Шесть месяцев до смерти демоницы могут постепенно поедать его сердце.
Связь двух мотивов — пищи и смерти — видна и здесь. Богиня Дакини-тэн оказалась важна для японской буддийской мифологии, коль скоро за буддийской общиной закрепились похоронные обряды и весь круг забот, связанных со скверной смерти: уход за умирающими, сожжение мертвых тел, обустройство могил и уход за ними. Поэтому очень скоро Дакини становится пусть и страшным, но незаменимым божеством. А для монахов – ещё и благодетельницей общины, ведь во многом храмы кормились с похоронных услуг.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
В руках у Дакини-тэн меч-ваджра и буддийские Три Сокровища в виде трёх самоцветов. Над ней – Три Сокровища, солнце и луна.

Как падальщицы дакини могли представать в образе шакалов. Или, в Китае, в виде чудесных зверей егань 野干 (по-японски якан) — похожих на лисиц, но с волчьим голосом и с когтями для лазанья по деревьям. Или — в виде волшебных лисиц как таковых, знаменитых китайских ху ли-цзин 狐狸精 (яп. гу рисэй), «лис — охотниц за жизненной силой».

Статья Иянага Нобуми про Дакини в буддизме (разобрано много очень интересных источников, хотя, на наш вкус, местами там слишком сильный крен в сторону страшных тайн императорского дома и прочих недоказуемых допущений).

Махакала, он же Великий Черный бог, Дайкоку-тэн 大黒天, на Дальнем Востоке почитается и как самостоятельное божество, близкое к японскому Инари — заступник земледельцев и торговцев, один из Семи богов счастья. Правда, обличье Дайкоку — мужчина с мешком и молотом — в Японии было задействовано не для Инари, а для другого ками, Оокунинуси («Великого Властителя страны»).

Изваяние Дайкоку из храма Кандзэондзи на острове Кю:сю:. Эпоха Хэйан.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ещё разные Дайкоку, более поздние и уже совсем благодушные.

В обрядах обоим богам — и Инари, и Дайкоку — прослеживается мотив победы Великого Времени над скоротечным временем. Здесь это Великое Время понимается как непрерывное время земледелия, бесконечная череда посевов и урожаев.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

(Продолжение будет)
 


Комментарии 
29-ноя-2014 03:50 pm
Статьи-то на сайте уже и нет... А вы копировали к себе эту статью? Но только если есть русский перевод, т.к. аглицкий не читаю.
29-ноя-2014 03:56 pm
Увы, и у нас не скопировано (или было скопировано, но на загибнувший компьютьер...)
1-апр-2018 01:10 pm - 辰狐王
в книге Bernard Faure "Защитники и Хищники" в главе посвященной Дакинитен описывается ее связь с Инари, Бензайтэн и Шотэн. и довольно часто упоминается Шинко 狐王 и Шинко-о 辰狐王 и он переводит это как дракон-лиса и Король дракон лис соответственно (по нему, даже Аматэрасу, укрывшись в пещере от прочих богов стала драконом лисой). кроме прочего он указывает на явную связь змеи (дракона) с лисой исходя из изображения Дакинитен сидящей на лисе, лапы и шею, которой, обвили змеи. в основе все же это относится к горе Инари, где как он утверждает, дальнейшем развитием было почитание Сантен - трех дэв, среди которых он выделяет Шотэн, Дакинитэн и и Бензайтэн (которые в свою очередь переплились с тремя тотемами трехлапой вороной, лисой и белой змеей).
скажите, есть ли у вас какая-то дополнительная информация на счет Шинко-о? в книге тем ни менее нигде не приводится его описание или атрибутов. скорее он существует только как иероглифы...

надеюсь на ваш ответ
2-апр-2018 06:27 pm - Re: 辰狐王
Мы тут мало что можем сказать; кажется, подробнее про дракона-лиса есть в книге Шайда и Тэйвина "The Culture of Secrecy in Japanese Religion":
https://books.google.ru/books?id=Qol4CAAAQBAJ&dq=%E8%BE%B0%E7%8B%90%E7%8E%8B&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
Там по крайней мере дан список текстов, на которых строятся "тайные" обряды Инари-Бэндзайтэн.
3-апр-2018 05:51 am - Re: 辰狐王
Большое спасибо за ответ!

постараюсь приобрести книгу.
Вы бы не могли еще ответить на вопрос немного не в тему: скажите а в Японию из Китая переплыл Нэчжа?
прочитал мнение, что он - это смесь Налакувары и Кришны, тем ни менее в даосизме он довольно целостная фигура. а вот в японских верованиях я не заметил его (есть информация только о персонажах манги под именем Натаку или Ната). мне кажется, что как минимум в онмёдо он должен был засветиться...

очень надеюсь на ваш ответ
3-апр-2018 02:55 pm - Re: 辰狐王
Ната вроде бы попадается по крайней мере начиная с XVIII в., но, скорее, как литературный персонаж: из "Путешествия на Запад" и других китайских романов. Хотя с ним, как и с другими такими существами, трудно сказать: его ещё только любят как героя книги или уже почитают и как божество. Примерно так же, как с Сиванму или Чжун Куем дело обстоит - только те в Японию раньше попали...

Edited at 2018-04-03 14:57 (UTC)
3-апр-2018 06:14 pm - Re: 辰狐王
Большое спасибо за ваши быстрые ответы!!!
Вы очень сильно мне помогли вашими ответами! (в моих собственных изыскания по японскому буддизму)

я вас еще спрашивал ранее, возможно вам извещение не приходило...
очень прощу ответить =) за ранее спасибо

Очень понравилась ваша работа над произведениями Кукая и Истории религии Японии. Скажите, может быть у вас есть какая-то информация на счёт монаха Манкана 万巻上人

Не могли бы вы немного рассказать об это деятеле буддизма? На сколько я понял он не принадлежал ни к одной из школ, а практиковал Сюгендо...
И конечно интересен случай в Хаконэ (Кудзурю на озере Аси, 5-тиглавый дракон в Эношиме и укрощении его Бендзайтэн), ведь храм там синтоистский... А Манкан - буддист.


Буду очень признателен за вашу помощь!!!
4-апр-2018 09:00 am - Re: 辰狐王
Мы про этого монаха кроме истории со змеем ничего не знаем. Из школ, вроде бы, его себе ни одна не приписывает: мог бы числиться за школой Сингон, как и многие прочие сюгэндзя, только в его времена Сингон ещё не было.
А насчет синтоистских и буддийских культов - они ведь с VIII века и до 1868 года составляли единое целое, не было такого, что богами должен заниматься только жрец, а буддами только монах. Со змеем Манкан управился вроде бы вполне буддийским способом.
4-апр-2018 09:50 am - Re: 辰狐王
большое спасибо за ответ!

я нашел в интернете сайт на японском о Манкане, если хотите могу дать вам ссылку. но если я ее вставляю в комент - мне сразу пишет что он подозрительный и вам его не показывают Т_Т
4-апр-2018 09:57 am - Re: 辰狐王
А попробуйте - авось извещение придёт, они сейчас лучше ходить стали даже о "подозрительном".
4-апр-2018 11:37 am - Re: 辰狐王
увидели?
4-апр-2018 11:47 am - Re: 辰狐王
Нет, отсеивает. Ну да ладно, авось найдём при случае - например, через сайт святилища.
4-апр-2018 11:50 am - Re: 辰狐王
О, спасибо, теперь видно!