?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
Хэйанские байки: Фудзивары, ведьмы и лисы 
21-фев-2015 10:12 am
Сару серьёзный

1. Фудзивара-но Такафуса и сердцеедки
Мы рассказывали историю о том, как в IX веке сановник Фудзивара-но Такафуса по дороге на новое место службы на острове Кюсю спас черепаху, а потом та, милостью бодхисаттвы Каннон, в свою очередь спасла его маленького сына. Оказывается, это было не единственным приключением Такафусы.
В «Истинной истории государя японского Монтоку» (日本文徳天皇実録, «Нихон Монтоку тэнно: дзицуроку») о Такафусе рассказывается такая история. В 827 году он получил очередное назначение — на этот раз на Хонсю, в землю Мино. По прибытии на место выяснилось, что в местах этих неспокойно: завелась страшная колдунья, наводящая на людей порчу. Дух, которому эта ведьма поклонялась (или даже её собственный дух, отделяясь от тела) бродил по окрестностям и пожирал человеческие сердца, так что люди болели и умирали. Хуже того, у колдуньи нашлись подражательницы, и ворожба множилась; местные власти боялись с ними связываться. Не таков, однако, был наш Такафуса. Он разузнал, когда ворожеи соберутся на сходку, сел на коня, поскакал туда в одиночку лично, главную колдунью одолел в поединке, остальных повязал и покарал. С тех пор чудеса прекратились. (Именно этот его подвиг изображён на картинке Кикути Ё:сая вверху).

Некоторые исследователи (де Виссер, например) считают, что поклонялась колдунья богине Дакини (荼枳尼天, Дакини-тэн), пришедшей из Индии и летающей по небу на белой лисице. В Индии это не одна богиня, а целый разряд божеств. В Японии культ Дакини-тэн соединился с почитанием божества пищи Инари, мы об этом писали вот здесь. «Пожирательница сердец» (кансёку дзинсин, 瞰食人心) — одно из её величаний. В Японии с начала IX века было известно предание о договоре Будды с дакини. Оно изложено в китайском толковании к «Сутре о Великом Солнце», которое составили Шань У-вэй и И Син в VIII в. Здесь Будда велит демоницам-дакини отказаться от людоедства. Они возражают: тогда мы умрём с голоду! И Просветленный назначает им в пищу жизненные силы человека, чей смертный срок уже близок — по закону воздаяния. Шесть месяцев до смерти демоницы могут постепенно поедать его сердце.

Некоторые разделяли две разновидности дакини. Есть хорошая (или хорошие) Дакини, которая выедает из человеческого сердца только всякую гадость — прежде всего страсти и желания, мешающие просветлению. А есть плохая (или плохие): ею сердца пожираются уже целиком, и люди от этого болеют и умирают. Однако поскольку и это жуткое божество может творить чудеса и помогать своим почитателям, разделение это прослеживали нечасто и обычно почитали одну Дакини и как грозную, и как благодатную богиню. А лиса вскоре стала считаться не просто её ездовым животным, но и одним из воплощений — тем более что это хорошо сочеталось с историями (тоже материкового происхождения) и лисах-оборотнях, пожирающих жизненную силу людей.


2. Фудзивара-но Тададзанэ и лисий хвост
У вельмож из рода Фудзивара отношения с лисами складывались очень по-разному. Воевода Фудзивара-но Тосихито, скажем (он жил лет через сто после Такафусы) однажды на охоте поймал лису и отправил её с поручением к своей жене в усадьбу; лиса в женщину вселилась и все очень испугались, но всё обошлось — передала порученное и исчезла. А когда Тосихито вернулся с охоты и устроил пир, лисица пришла, попросила свою долю угощения — и её накормили.

Тосихито воевал с эмиси на севере и, в частности, едва ли не первым в Японии стал использовать в снежную пору для военных нужд сани — с которыми его и изобразил Кикути Ё:сай.

А в XI веке Фудзивара-но Накасуэ очень некстати убил в святом месте белую лисицу, начались бедствия, и сановника отправили в ссылку.
А в начале XII века отличился Фудзивара-но Тададзанэ (1078-1162), человек честолюбивый и властный. Он метил на должность регента, но дело затягивалось, его долго не вызывали во дворец, и Тададзанэ очень переживал, не оговорили ли его недруги и соперники. Он вызвал к себе монаха — знатока обрядов, посвящённых Дакини-тэн, и велел ему сделать всё, чтобы добиться желаемой цели. Монах сказал: «Не беспокойся: я буду молиться семь дней, и желаемое исполнится. А если не исполнится — то проведу ещё один семидневный обряд. А если и тогда ничего не выйдет, то делай со мною, что захочешь». Монах молится, для Дакини выставляют подношения — и вот через семь дней явилась лисица, спокойно прошла среди людей и подношения съела, а потом удалилась. Это было сочтено добрым знаком, но вестей из дворца всё не было, и монах продлил обряд. Ещё через семь дней Тададзанэ ночью увидел, что близ его постели стоит женщина — собою красавица, волосы на три вершка длиннее подола… Вот за волосы он её и схватил. «А вот это ты зря!» — молвила женщина, и по голосу её Тададзанэ, наконец, сообразил, что ему явилась сама Дакини-тэн. Она рванулась и исчезла, оставив в руке у Тададзанэ прядь волос; тут он проснулся и увидел, что сжимает оторванный лисий хвост. Тададзанэ испугался, позвал монаха, но тот сказал: «Это добрый знак, раз богиня сама тебе явилась; а за неучтивое поведение мы извинимся». И на следующий день прибыл гонец с приглашением во дворец, Тададзанэ был принят Государем, вскоре его пожаловали министром, а позже он и регентом стал. Монаха он щедро наградил, лисий хвост положил в драгоценный ларец и творил перед ним молитвы и обряды, которым его научил монах, и Дакини и впредь ему помогала и даже подарила своё изображение. Фудзивара-но Тададзанэ воздвиг в её честь храм и всячески почитал как дарительницу удачи. И больше никогда ни за волосы, ни за хвост не дёргал!
Эта история рассказана в «Собрании примечательных историй, записанных и услышанных в старые и новые времена» (古今著聞集 «Кокон тё:мондзю», 1254).
Комментарии 
21-фев-2015 08:26 am
Ну вот Дакини тоже обиделась, но потом всё-таки пошла на уступки. Аукнулось, если мы не запутались в родословных, уже детям этого Фудзивары в пору смут...