?

Log in

No account? Create an account
Умблоо
Умблоо
«Картинки из Йокогамы», или Парад пяти заморских наций  
14-мар-2014 10:03 am
Сару серьёзный

(Начало - тут)

В 1850-х годах «закрытию страны» пришёл конец, к 1860 году были заключены торговые соглашения с западными «пятью державами» — США, Голландией, Великобританией, Россией и Францией, а на месте деревушки Йокогамы, к югу от Эдо, начало строиться большое поселение для заморских торговых представителей — с кирпичными домами и прочими удивительными вещами. Через десять лет число заморских торговцев превысило уже полтора десятка тысяч. Подавляющее большинство японцев, однако, по-прежнему могло видеть иноземцев только на гравюрах — теперь они назывались «йокогамскими картинками», печатались в цвете полусотней издателей, а создавали их в 1850-1870-х годах прежде всего художники из именитой школы Утагава.



Утагава Ёсиики. Русская девушка и совершенно ошалелый британский солдат.

Картинки продавались сериями по пять листов (по числу представленных в Японии западных держав), иногда к ним добавлялся шестой лист, с китайцами (хотя с Китаем официального торгового соглашения заключено не было, но китайские купцы в Японии всё равно торговали).

Утагава Ёситора. Американская семья.


Утагава Ёсикадзу. Английская пара и русская чета.

Если на «картинках из Нагасаки» иноземцы всё больше прогуливались, то на «картинках и Йокагамы» они часто сидят — диковинным образом, на стульях!

Опять Утагава Ёситора. У голландской дамы в руках, кажется, сигара, а её напарник-грамотей листает свою книжку «по-японски» — от задней крышки обложки к передней. Впрочем, может, у него в руках и правда японская книга. Ещё одна всюду присутствующая примета «заморской одежды» — это, конечно, пуговицы.


Француз ухаживает за модной гейшей, усадил её на европейский стул! (тоже Утагава Ёситора).


Нередко и европейцев на картинках сопровождает китайская прислуга — как на этом «Застолье иноземцев из пяти держав» работы Утагавы Ёсикадзу.


На гравюре Утагавы Садахидэ (1861) присутствует ещё и приглашённая гейша, и японская служанка. Страсть европейцев к музицированию тоже отмечена. И люстры!

А иногда дополнительный лист мог изображать «парад всех пяти заморских наций».
Тоже Утагава Садахидэ

Свободные сношения с иноземцами, однако, всё равно были мало кому доступны — так что большинство художников не изображало европейцев и американцев с натуры, а перерисовывало с гравюр из привозных газет, книг и журналов (в том числе и с карикатур, которые с непривычки непросто было отделить от прочих изображений). Вот, к примеру, картинка работы Утагавы Ёсикадзу с «праздником заморских представителей».

За окном — вид Йокогамы, но почти всё остальное срисовано с гравюры, изображающей приём первого японского посланника в Америке, танцующая девочка — с другой гравюры, изображавшей детский праздник, и, конечно, добавлены голландские механические часы с боем — какой же без них западный интерьер?

Он же. Зеркала, люстры, музыкальные инструменты… А снаружи — узнаваемая Йокогама.

Утагава Ёсифидзи изобразил буйные развлечения европейцев в парке. Теперь и у нас в Японии можно посмотреть на живых заморских детей! Ну, и собачки в изрядном количестве.

Впрочем, иногда изображались и собственно «дальние страны» - как на этой картине «американского процветания».


А на более ранней гравюре Хиросигэ Второго (1860) американскую женщину точно не спутаешь с европейцами — она в индейском уборе из перьев.
Рядом с нею — голландец в меховой шапке с перьями и англичанин, если кто их не опознал по одёжке.

Многие западные новинки впервые были увидены японцами эпохи Мэйдзи именно в Йокогаме, а уж оттуда прогресс стал распространяться в Токио и дальше.

Утагава Кунимаса. Первый поезд покидает Йокогаму


На гравюре Хиросигэ Третьего англичане играют в конное поло — увлекательно!


Тоже Хиросигэ Третий. Вторая национальная промышленная выставка в парке Уэно.

Тот же Хиросигэ — гастроли французского цирка. Арену для представления предоставило местное святилище.

Впрочем, преувеличивать «низкопоклонство перед всем иностранным» не стоит — были и вполне патриотические картинки:
Утагава Ёсифудзи. Борец сумо: посрамляет иноземца.

Примерно половина картинок – с выставки 2003 года в хайфском музее, посвящённой нагасаки-э и йокогама-э, остальные – что откуда.


Комментарии 
14-мар-2014 09:26 am
Очень занятно. Но стоит посмотреть, для сравнения, на "жапонизмы" в Европе. Ну хоть на "японскую комнату"" Ораниенбаумского дворца. Или на изображения гейш французами того времени...
14-мар-2014 09:47 am
Так одно другого стоит, конечно. И с Китаем то же, и с Персией...
14-мар-2014 09:42 am
Никак, русская женщина из бутылки будет наливать прямо в чайную чашку!
14-мар-2014 09:48 am
Ну, это меня как раз не удивляет - самому доводилось не раз...
14-мар-2014 05:30 pm
Гастроли французского цирка по аккомпанемент сямисэна! :)
14-мар-2014 05:41 pm
Спасибо!!!
Масса удовольствия.
14-мар-2014 06:06 pm
Пожалуйста! Нам тоже эти гравюры сильно нравятся.
14-мар-2014 07:04 pm
*конспектирует* Европейцы никогда не снимают головных уборов.
Нв самом деле, здорово и, как справедливо заметили выше, ничем не хуже европейских жапонизмов и прочих востоков. А гравюра с поездом действительно хороша.
15-мар-2014 04:54 am
Шляпы - вообще одна из самых заметных примет всяческой экзотики. Некоторые мэйдзийские щёголи, даже не перейдя на западные костюмы (или не имея на них денег), всё же надевали с кимоно европейские "котелки". Это и на картинках иногда мелькает, и Мокуами в одной поздней своей пьесе обыгрывает.
14-мар-2014 09:14 pm
Очень заметно, как появляются европейские анилиновые краски (анилиновые красители из Германии стали завозить в Японию с 1861 года). Сразу появляется характерная гамма - "вырви глаз". Дёшево и сердито. С музейной точки зрения - чистый кошмар. Эти анилины страшно текут и линяют: как только чуть-чуть влаги -весь лист в красных пятнах :(
15-мар-2014 04:51 am
Да, они очень узнаваемы. Но, судя по всему, стали страшно популярны.
15-мар-2014 09:07 pm
Да и подешевле стали :)
15-мар-2014 05:50 pm
"Дешево и сердито" стало, когда анилиновые красители начали производить в самой Японии, а пока это были "немеческие импоршные", то это называлось "дорого и модно".
15-мар-2014 09:07 pm
Но производить их стали довольно быстро.
15-мар-2014 01:53 pm
Прелесть какая :)

Как трогательно это смешение местного и "иностранного" на гравюрах. У меня где-то на даче есть старые журналы "Вокруг света", и там где-то есть галерея изображений Владимира нашего Ильича на плакатах разных стран. В общем, африканские плакаты особенно впечатляют :)
15-мар-2014 02:41 pm
Да, есть общее...