umbloo (umbloo) wrote,
umbloo
umbloo

Categories:

Добрая богиня Бэндзайтэн (3)

Морские и озёрные святилища

Тикубусима-дзиндзя 竹生島神社 / 都久夫須麻神社 находится на острове Тикубу (Бамбуковом), что на озере Бива. Первоначально здесь почитали озёрную богиню, она же — Асаихимэ-но микото 浅井姫命, Дева Мелких Колодцев, упоминаемая в древних «описаниях земель» (фудоки). В текстах XII века богиня острова Тикубу уже отождествляется с Бэндзайтэн.

В «Повести о доме Тайра» (свиток 7, глава 3) знаменитый поэт и музыкант Тайра-но Цунэмаса посещает остров Тикубу: «Не описать словами прелести, представшей взору! Точь-в-точь такой была, наверное, гора Пэнлай, где в гроте хранится снадобье бессмертия <…>
Преклонив колони у храма богини Бэндзайтэн, Цунэмаса промолвил:
— О великая богиня, ты явилась здесь в облике бодхисатвы, ты известна под двумя именами — Бэндзайтэн и Мё:онтэн. Да, хоть мы зовем тебя разными именами, ты равно спасаешь все живые существа в этом мире! Каждому, кто хоть раз придет к тебе на поклон, даруешь ты свершение всех надежд и желаний! Оттого и моя душа исполнена ныне радостных упований! — И, сказав так, он надолго погрузился в молитву.
Тем временем сумерки постепенно окутали землю, полная луна восемнадцатой ночи взошла на небо, озеро заблестело в ее лучах, весь храм озарился лунным сиянием, и прекрасная эта картина так взволновала душу, что местный жрец, служитель богини, вынес лютню и подал ее Цунэмасе со словами:
— Мы давно уже наслышаны о вашем искусстве!
Цунэмаса стал перебирать струны; когда же он исполнил мелодию “Земля и Небо”, вся внутренность храма внезапно озарилась сиянием. Не в силах сдержать восхищение, богиня обернулась белым драконом и прильнула к рукаву музыканта. <…> Радуясь, что, коль скоро был ему подан священный знак, Тайра сумеют одолеть злых врагов, Цунэмаса снова сел в лодку и покинул остров Тикубу.»
В «Записях о возвышении и падении Минамото и Тайра» (源平盛衰記, «Гэмпэй дзё:суйки») также говорится о паломничестве Цунэмасы на остров Тикубу, но там Бэндзайтэн является музыканту в образе белой лисицы.
В памятниках эпохи Токугава пересказывается такое предание: богиня Бэндзайтэн из святилища Тикубусима явилась однажды государю Киммэю (VI век, при нём, как считается, в Японии появился буддизм). Раздающая Дары открыла государю, что она и есть его прародительница — Аматэрасу, подательница богатства и счастья. Почитать же её следует в дни Змеи, когда она спускается на землю, и в дни Свиньи, когда она восходит на небо. По другой версии, богиня являлась с тем же вещанием государю Сё:му в VIII веке.
В ходе религиозной реформы середины XIX века, когда ставилась задача разделить синто и буддизм, святилище на острове Тикубу было «возвращено» богине Асаихимэ. Позже, однако, обряды, обращённые к Бэндзайтэн, там были восстановлены. В наши дни на острове есть и буддийский храм Хо:гондзи 宝厳寺, посвящённый Бэндзайтэн, и святилище Тикубусима-дзиндзя 都久夫須麻神社, где почитают богинь Асаихимэ, Уга-но митама и Итикисима (о ней будет ниже), а также Бога-дракона 龍神, Рю:дзин. Основные празднества на острове Тикубу в наши дни приходятся на август, они включают в себя чтения «Лотосовой сутры» 蓮華会, Рэнгэ-э, и моления о дожде.
Уга-Бэндзайтэн из святилища Тикубусима

Изваяния сторожевых змей из святилища Тикубусима. Как и собаки-комаину в других святилищах, эти змеи изображаются одна с раскрытой пастью (агё:), другая с закрытой (унгё:). «А» и «Ун» здесь — это «альфа и омега», начальный и завершающий звуки буддийских заклятий.
Вотивная табличка эма из святилища Тикубусима

Мунаката-дзиндзя 胸形(宗形)神社 на острове Кюсю — святилище на морском пути из Японии в Корею и Китай. Здесь ещё с VIII в. почитают трёх морских богинь 宗像三女神, Мунаката сандзё:дзин, заступниц всех моряков и защитниц японского государства. Согласно древним летописям, эти богини появились, когда Аматерасу разгрызла меч Сусаноо. Мунаката имело несколько тысяч дочерних святилищ по всей стране. Бэндзайтэн отождествляется с той из трёх богинь Мунаката, которую зовут Итикисима-химэ-но микото 市杵嶋姫命. Две другие богини — Тагицу-химэ-но микото多岐都比売命 и Тагири-химэ-но микото多紀理毘売.
Табличка эма из святилища Мунаката

Ицукусима-дзиндзя 厳島神社, святилище Величественного острова, было основано, как считается, при государыне Суйко, на рубеже VI–VII в. Начиная с IX века оно получало подношения от государева двора. Святилище знаменито своими воротами-тории, стоящими прямо в море. Сборник здешних преданий (厳島縁起, «Ицукусима-энги», XIII век) отождествляет морскую богиню Ицукусиму, покровительницу рыбаков и моряков, с индийской богиней Китидзё:тэн.

«Повесть о доме Тайра» и другие источники соотносят Ицукусиму с Дочерью цара драконов из «Лотосовой сутры», девочкой, обретшей просветление.
Дочь царя драконов. Свиток эпохи Муромати

При этом уже в XII в. встречается отождествление Ицукусимы также и с Бэндзайтэн — возможно, под влиянием святилища Мунаката. Расцвет святилища Ицукусима приходится на XII век, на времена могущество рода Тайра, державшего в своих руках всю торговлю с Китаем. В «Повести о доме Тайра» богиня Ицукусима предвещает великому Тайра-но Киёмори процветание, потом предостерегает его от злодейств, а потом, в пору войны между Тайра и Минамото, некий воин видит сон, где за преступления Тайра богиню изгоняют из собрания богов. Несколько источников сообщают, что Киёмори почитал Ицукусиму не в обличии милостивой Китидзё:тэн, а наоборот, в образе грозной Дакинитэн.
Если богиня Ицукусима соотносится с Раздающей Дары, то она почитается в облике Мё:он-Бэндзайтэн.
Табличка эма святилища Ицукусима

Также в этом образе богиню Ицукусиму почитают в числе богов-хранителей горы Ко:я. На мандале вверху изображены Ниу-мё:дзин 丹生明神 и Кариба-мё:дзин 狩場明神 — горные божества, с кем заключил договор Ку:кай, когда основал храм Конго:будзи на горе Ко:я. Ниже них восседают Ицукусима-мё:дзин 厳島明神 и Кэхи-мё:дзин 気比明神 — божества, чтимые в роду Тайра. Кариба и Ниу соотносятся с буддой Дайнити, Кэхи – с Каннон, а Ицукусима — с Бэндзайтэн.
Боги горы Ко:я

Святилища Бэндзайтэн в восточных землях

Эносима-дзиндзя 江島神社 занимает весь небольшой остров Эносима в заливе Сагами, недалеко от города Камакура. Основателем святилища Эносима обычно считается монах школы Тэндай по имени Эннин, живший в IX веке. Он был родом из восточных земель и совершил долгое путешествие в Китай; по преданию, Эннин преданно почитал морских богинь Мунаката и по возвращении на родину учредил их почитание на востоке страны, в том числе на Эносима.
Как считается середине XI века монах Ко:кэй皇慶 (уже упоминавшийся в связи со святилищем Сэфуридзан) составил книгу «Предания Эносима» (江嶋縁起, «Эносима-энги»). Здесь богиня, чтимая на острове, отождествляется с Бэндзайтэн. От XVI века сохранились основанные на этом сочинении «Предания Эносима с картинками» (江の島縁起絵巻, «Эносима-энги-эмаки»).
Предание гласит, что в древние времена в реке, впадающей в залив Сагами, поселился пятиглавый змей. Он бесчинствовал, устраивал наводнения и пожирал людей.

Так продолжалось долгие годы, древние государи отправляли своих посланцев усмирять змея, но те не преуспели. Местные жители хотели даже договориться со змеем, пообещать приносить ему в жертву девочек, чтобы только он не трогал остальных. Это было как раз пору правления государя Киммэя (VI век, ср. предания острова Тикубу). И вот, в заливе чудесным образом появился остров. На него сошла богиня Бэндзайтэн, дочь царя драконов Анаватапты (無熱池龍王, Мунэцути-рю:о:, с этим драконом в «сутрах о Бэндзайтэн» отождествляется бог Уга) и сестра бога Эмма, владыки ада, прекрасная, подобная осенней луне. Зловредный змей сразу влюбился — и принялся домогаться, как свойственно змеям. Бэндзайтэн согласилась ответить на его любовь, если он прекратит нападать на людей и обратится к Закону Будды. С тех пор змей стал её спутником и помощником.

Дальше книга рассказывает о том, как к Бэндзайтэн приходили на поклонение великий подвижник Эн-но гё:дзя, монах Ку:кай и другие знаменитые личности, как они ходили по водам через залив, читали сутры в пещере, прятались от змея…



Демоны тоже ходили на поклон к Бэндзайтэн.

И вот в конце концов для Бэндзайтэн построили храм.


Обустройство храма-святилища на Эносима относят ко второй половине XII века — к времени основания камакурского сёгуната. По воле первого сёгуна Минамото-но Ёритомо на острове был возведен храм Кинкидзан-Ёгандзи 金亀山与願寺; считалось, что помощь Бэндзайтэн принесла воинам Минамото победу над «Северными» Фудзивара в земле Муцу в 1189 году. Статую Восьмирукой Бэндзайтэн для этого храма будто бы изготовил по просьбе Ёритомо его учитель, знаменитый монах-подвижник Монгаку; воины камакурской Ставки молились ей о победе в бою. На рубеже XVI–XVII вв. почитание Бэндзайтэн с острова Эносима как богини победы возобновил Токугава Иэясу, основатель сёгуната Токугава.
В «Повести о великом мире» (太平記, «Тайхэйки», XIV век) сказано, что Хо:дзё: Токимаса 北条時政 (1138-1215), первый сиккэн, побывал в пещере на Эносима, нашёл там змееподобное божество и вымолил у него процветание и богатство для себя и всего своего рода. В честь этого змея будто бы Хо:дзё: взяли себе герб – три чешуйки (三つ鱗, мицу уроко).
Главные святыни Эносима — это статуя Восьмирукой Бэндзайтэн (её фотографию мы давали в первом посте) и ещё одно изваяние: обнажённая Бэндзайтэн с лютней. Поклониться им возможно было лишь раз в шесть лет, в годы Змеи и Свиньи, в остальное время они были скрыты от прихожан.

В эпоху Токугава паломничества на Эносима были весьма популярны у жителей Эдо и людей, посещавших сёгунскую столицу; сохранилось множество гравюр с видами острова.
Гравюра Андо Хиросигэ

Бэндзайтэн с острова Эносима считалась, в частности, покровительницей девушек из весёлых кварталов и их поклонников.
Красавица из веселого дома в образе Бэндзайтэн. Ясима Гакутэй, начало XIX века

При реформе середины XIX века святилище Эносима было объявлено местом почиитания трёх богинь Мунаката, знаменитое изваяние обнажённой Бэндзайтэн было сильно повреждено; в наши дни оно восстановлено.

Вотивная табличка эма с семью богами счастья

Другие святилища Бэндзайтэн в Камакура
Хатаагэ-Бэндзайтэн
旗揚弁財天, Бэндзайтэн Поднимающая Знамёна — не самостоятельное святилище, а часть главного святилища города Камакура, Цуругаока-Хатимангу: 鶴岡八幡宮. Место почитания Бэндзайтэн как богини победы здесь обустроено на островке посреди Пруда рода Минамото 源氏池, Гэндзи-икэ, вырытого по велению жены Минамото-но Ёритомо, госпожи Хо:дзё: Масако. Всего там два пруда, второй назывался Прудом рода Тайра 平氏池, Хэйси-икэ; в пруду Минамото три острова (сан, созвучно産, сан, «процветание»), а в пруду Тайра — четыре (си, созвучно слову «смерть»). Сейчас оба пруда зовутся «прудами Минамото и Тайра» 源平池, Гэмпэй-икэ.

Когда в Цуругаока началось почитание Бэндзайтэн, точно не известно, здешнее изваяние обнажённой богини было изготовлено в 1266 г. В святилище Хатаагэ показывают «камни Масако» 政子石, Масако-иси — два крупных камня возле них принято молиться о счастье в браке. Также считается, что богиня святилища Хатаагэ помогает всем, кто решился «поднять знамёна» — не обязательно собираясь на войну, а просто начиная какое-то трудное дело.
Камни Масако

Дзэниараи-Бэндзайтэн-Угафуку-дзиндзя 銭洗弁財天宇賀福神社 — святилище богини Бэндзайтэн и бога счастья Уга, моющих деньги. Основал это святилище, по преданию, всё тот же Минамото-но Ёритомо — уже после победы над родом Тайра. Причиной обращения к богу Уга послужил вещий сон: первый сёгун в год змеи и в день змеи увидел во сне некого старца. Тот сказал: я — бог Угафуку, мне нравится твоя честность и забота о народе, за это я покажу тебе мой святой источник. Делай ему подношения – и твои люди обретут мир и богатство.
В источнике близ этого святилища окунают в воду монеты, что будто бы способствует умножению богатства (похожие родники есть и в других японских святилищах, например, посвящённых Светлому государю Фудо:).

Кинкадзан Коганэяма-дзиндзя 金華山 黄金山神社 расположено на острове у берегов земли Муцу, недалеко от современного города Сэндай. Это святое место на дальнем серверо-востоке Японии известно ещё с VIII века: в пору строительства храма То:дайдзи здешний правитель будто бы преподнёс золото государю Сё:му, и с тех пор остров называется Золотой горой. Почитались на нём боги, именуемые Юношей и Девой Золотой горы, рождённые в глубочайшей древности от богини-прародительницы Идзанами. Но прославилось святилище Кинкадзан уже в основном в конце XVI века благодаря покровительству рода Датэ 伊達. В храме-святилище Кинкадзан чтили Бэндзайтэн как морскую богиню и покровительницу воинов, а также морского бога Эбису и земледельческого Дайкоку. После разделения синто и буддизма в середине XIX века Кинкадзан признали святилищем и отождествили островных богов с девой Итикисима-химэ из Мунаката и морским богом Ооватацуми-но ками. В наши дни здесь снова почитают Бэндзайтэн (Восьмирукую), Эбису, Дайкоку и остальных богов счастья, а кроме них – морских богов-драконов. Как и в Камакуре, в Кинкадзан есть святой источник для «мытья денег», дзэниараи.

(При работе над очерком использовались, в частности, книги:
Chaudhuri S.K. Hindu Gods and Goddesses in Japan. Vedams, 2003.
Ludvik C. Sarasvatī, Riverine Goddess of Knowledge: From the Manuscript-carrying Vīṇā-player to the Weapon-Wielding. Leiden: Brill, 2007.
и другие работы Кэтрин Людвик.)

 
Tags: Япония, боги, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments