umbloo (umbloo) wrote,
umbloo
umbloo

Categories:

Добрая богиня Бэндзайтэн (2)

Юноши-спутники Бэндзайтэн

Самое раннее изображение Бэндзайтэн со свитой учеников — начало XIV в., свиток из святилища Котохира-гу: 金刀比羅宮
 
Юношей-учеников童子, до:дзи, бывает пятнадцать или шестнадцать. Они упоминаются в «Собрании листьев…» и в сутрах о Бэндзайтэн. По преданию, в Индии жил праведный царь по имени Заслуживший Благо 徳善, Токудзэн. Знаменит он был тем, что покровительствовал мудрому Нагарджуне (龍樹, яп. Рю:дзю); к философу Нагарджуне как историческому лицу (II в. н.э.) этот рассказ, скорее всего, отношения не имеет, но важно, что в имени наставника царевичей звучит слово «нага» («змей»). Младший из пятнадцати сыновей царя, ещё совсем маленький, таинственно исчез. Поиски дитяти привели отца и братьев в Японию, на гору Сэфуридзан. Здесь выяснилось, что мальчик стал благим божеством, приёмным сыном Раздающей Дары, и зовут его теперь Юным Защитником Закона Будды 乙護法善神 Отогохо:-дзэнсин. Царь тоже становится богом, принимая имя Сэфури-гонгэн 背振権現; все пятнадцать его сыновей (а по некоторым версиям, также и их учитель) поступают в ученики к Бэндзайтэн.
Бэндзайтэн с учениками. Эпоха Муромати.

Иногда считается, что богиню сопровождают шестнадцать юношей (как в святилище Тэнкава) или шестнадцать девушек (как в храме Хасэдэра в Камакуре).


Шестнадцать юношей. Разворот справочника буддийских изображений 1690 г.
Каждый из юношей (или девушек) соответствует одному из будд или бодхисаттв. На мандалах и свитках они преподносят богине те блага, которыми Бэндзайтэн потом наделяет своих почитателей.
1. Инъяку 印鑰 или Дзяко: 麝香 (Будда Сякамуни) с жемчужиной или ключом;
2. Кантай官帯 или Сэкион 赤音 (бодхисаттва Фугэн) с поясом в руках;
3. Хиккэн 筆硯 или Ко:сэй 香精 (защитник Закона Конго:-рикиси) с писчей кистью;
4. Кондзай金財 или Сё:дзё: 召請 (будда Якуси) с весами;
5. То:тю: 稻籾 или Дайдзин 大神 (бодхисаттва Манджушри) с жемчужиной и колосьями риса;
6. Кэйсё: 計升 или Акудзё: 悪女 (бодхисаттва Дзидзо:) с меркой для зерна;
7. Ханки 飯櫃 или Сицугэцу 質月 (бодхисаттва Каннон Тысячерукая) с подносом, на подносе варёный рис;
8. Исё: 衣裳 или Дзё:ки 除哂 (богиня Мариситэн) несёт платье;
9. Санъё: 蠶養 или Химан悲満 (бодхисаттва Сэйси) несёт лукошко с шелковичными червями (или кокнами шелкопряда);
10. Сюсэн 酒泉 или Миссяку 密迹 (будда Мурё:дзи) несёт кувшин с сакэ;
11. Айкё: 愛敬 или Сэкон施願 (бодхисаттва Каннон Святая) с луком и стрелами;
12. Сё:мё: 生命 или Сэйко: 臍虚 (грядущий будда Мироку) с мечом и жемчужиной;
13. Дзю:ся 従者 или Сэммуи施無畏 (бодхисаттва Рю:дзю, он же Нагарджуна) со связкой жемчужин;
14. Гю:ба 牛馬 или Дзуйрэй随令 (бодхисаттва Якуо:, Царь Врачевания) с быком и конём;
15. Сэнся 船車 или Ко:мё: 光明, он же Отогохо: (бодхисаттва Якудзё:) с возком и/или лодкой;
16. Дзэндзай 善財или Оцуго乙護, или же Отогохо: 乙護法 (бог Дайкокутэн) с ларчиком или мешком.


Статуя Бэндзайтэн с учениками из храма Ко:фукудзи (так называемая Кубо Бэндзайтэн)

Бэндзайтэн со свитой. Эпоха Эдо.


Прорисовка такой мандалы помещена в книге: Siebold Ph.Fr. von. Nippon Archiv zur Beschreibung von Japan. Leiden, 1831.


Главные святилища Бэндайтэн
«Собрание листьев, найденных в бурном потоке» (渓嵐拾葉集, «Кэйран сю:ё:сю:», свод преданий школы Тэндай, XIV век) перечисляет три главных святилища Бэндзайтэн в Японии: Тэнкава, Ицукусима и Тикубусима. Они будто бы сообщаются между собой неким чудесным проходом под землёй и под морским дном (ТСД 76, № 2410, 625а). Также в этом памятнике упомянуты святилища Эносима и Сэфуридзан. В наши дни пятью главными святилищами Бэндзайтэн считаются Эносима, Ицукусима, Тикубусима, Тэнкава и Кинкадзан.

Горные святилища
Тэнкава-дзиндзя 天河神社, святилище Небесной реки, расположено в горах на берегу реки Аманокава, неподалёку от священных гор Ко:я, Кумано и Ёсино. Как и многие другие святые места на полуострове Кии, река Аманокава связана с почитанием первого государя Дзимму — через эти края он шёл походом, следуя за священным вороном Солнечной богини. Начало почитанию Бэндзайтэн в горах Кии, как считается, положили государь Тэмму (конец VII века), скрывавшийся здесь и просивший помощи у горных богов, а также Эн-но гё:дзя, основатель горного подвижничества сюгэндо:. По преданию, подвижник Эн предавался сосредоточению на горе Ю:дзюцу, и на седьмой день ему явилась богиня Бэндзайтэн, на четырнадцатый день – бодхисаттва Дзидзо:, а на двадцать первый — бог Дзао:-гонгэн. Все они поведали подвижнику, как нужно почитать их в японских горах. Людям же святилище Тэнкава открыл Ку:кай, основатель буддийских «таинств» в Японии.
В Тэнкава Бэндзайтэн почитают в обличии трёхглавой змеи, на мандалах её окружают Дакини-тэн, Инари и пятнадцать спутников-юношей.
Мандала Тэнкава-Бэндзайтэн. Вверху три горы, на них покоятся жемчужины исполнения желаний. Эти горы — Мисэн, Ооминэ и Кимпусэн, между которыми находится святилище Тэнкава. Богиня опирается на руки богов огня и воды (Катэн и Суйтэн), слева летит богиня Китидзётэн (Лакшми), а справа Каритэймо (Харити) с подношениями. Юноши-ученики тоже несут дары. Вероятно, здесь Раздающая Дары — не просто владычица речных вод, что текут с гор на поля, а ещё и покровительница горных отшельников, которые испытывают себя огнём и ледяной водой, чобы обрести чудесные способности.

Сэфуридзан 背振山, священная гора на острове Кюсю, впервые упоминается в IX веке в «Истинных записях о годах правления трёх государей» (日本三代実録, «Нихон сандай дзицуроку»). Почитание божества Отогохо:-дзэнсин乙護法善神, Юного Защитника Закона Будды, как считается, ввёл здесь монах Эннин из школы Тэндай в том же IX веке. Основателем здешнего горного подвижничества сюгэндо: считается досточтимый Сё:ку: 性空上人 (X в.); также на горе Сэфури прославился монах Ко:кэй 皇慶 (X–XI вв.), знаток «тайного учения» и преданный почитатель Бэндзайтэн. Здесь главные божества — это бог Сэфури-гонгэн 背振権現 (когда-то бывший индийским царём), его сыновья, а также их учитель Рю:дзю 龍樹 (индийский Нагарджуна). Богиня Бэндзайтэн может отождествляться с богом Сэфури; по другим толкованиям, она считается наставницей царя и его детей и приёмной матерью младшего из царевичей, во младенчестве перенесшегося в Японию и ставшего богом по имени Отогохо:-дзэнсин. Также на горе Сэфури почитают бодхисаттву Дзидзо: и Светлого государя Фудо:.
Отогохо:-дзэнсин

Раздающую Дары почитают и на других священных горах Японии. На горе Ко:я, близ главных храмов школы Сингон, принято чтить семь святынь Бэндзайтэн, соотносимых с семью источниками вод (高野七弁天, Ко:я сити Бэнтэн). Как правило, богиня появляется здесь в обличии Уга-Бэндзайтэн со змеем в венце, но иногда и в образе Бэндзайтэн с лютней. На горе Ко:я божество Уга иногда изображается с женской головой.
Свои святыни Бэндзайтэн есть в горах Хагуро 羽黒 в краю Дэва и во многих других местах.
Бэндзайтэн с лютней на горе Ко:я

Божество Уга с женской головой

(Окончание будет)
Tags: Япония, боги, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments