umbloo (umbloo) wrote,
umbloo
umbloo

Category:

Добрая богиня Бэндзайтэн (1)

Бэндзайтэн — Раздающая Дары

Японские буддисты, кроме будд и бодхисаттв, почитают также многих индийских богов, они же «небожители» 天, тэн. Одна из таких богинь — Раздающая Дары, Бэндзайтэн (弁才天 / 弁財天). Это индийская Сарасвати, богиня вод, мудрости, музыки и красноречия.
Бэндзайтэн из храма Хасэдэра в Камакуре

Два способа написания имени Бэндзайтэн в китайских и японских текстах различаются иероглифами дзай (才 / 財). Первый иероглиф обозначает дарования-способности, а второй — богатство, успех. Другие имена этой богини в буддийском каноне — Бионтэн 美音天, богиня Прекрасных Звуков, Мё:онтэн 妙音天, богиня Чудесных Звуков, Дайбэнкудокутэн 大辯功徳天, великая богиня Раздающая По Заслугам. Иногда встречается само имя Сарасвати, транскрибированное иероглифами: 薩羅薩伐底, яп. Сарасабатэй.
Раздающую Дары почитают в Японии во многих святилищах, ей повсеместно молятся как одной из семи богов счастья. Её помощные звери — водные змеи (главным днём для молитвы к Бэндзайтэн считается цутиното-ми, день Земли и Змеи) а ещё драконы и черепахи, тоже водные, а кроме них — лисы, лебеди, павлины. Бэндзайтэн соотносят с несколькими японскими божествами ками, в том числе с Носильщиком Риса 稲荷, Инари, с морскими, речными и озёрными божествами, а порой и с Солнечной богиней Аматэрасу. Во всех случаях здесь Бэндзайтэн выступает в роли богини плодородия и подательницы удачи.
Каменная статуя Инари-Бэндзайтэн. Эпоха Эдо.

Источники
В Индии эта богиня упоминается ещё в Ведах как владычица священной реки, носящей то же имя Сарасвати. Вероятно, название реки «кочевало» вместе с древними арьями, относилось к разным рекам на их пути. Позже Сарасвати почиталась также и как богиня любых речных вод и всякой воды вообще, как божество знания и красноречия, покровительница учёных, поэтов, музыкантов. В текстах буддийского канона Сарасвати упоминается в числе богов-защитников Закона Будды и буддийской общины.
В Японии о богине Бэндзайтэн узнали ещё в VII веке из «Всепобеждающей царственной сутры золотого света» (金光明最勝王経, «Конко:мё: сайсё:-о:кё:»). Эту книгу в Японии чтили как одну из трёх сутр, защищающих страну, наряду с «Лотосовой сутрой» и «Сутрой о человеколюбивых государях». В пору создания государственной сети храмов в VIII веке «Сутру золотого света» должны были уметь читать монахи в каждом храме. Эта сутра, как и многие другие, содержит обстоятельные указания насчёт того, как следует распространять её учение и какие блага это принесёт. В одном из таких разделов и появляется богиня Бэндзайтэн. Там сказано: человека, который предан этой сутре, Раздающая Дары наделяет красноречием, хорошей памятью, мудростью и иными дарами проповедника, удачей и счастьем. Бэндзайтэн названа здесь старшей сестрой бога Эмма-тэн 閻魔天 — индийского Ямы, судьи мёртвых. Она распределяет награды за добрые дела примерно так же, как её брат назначает страдания за грехи. Хотя, согласно буддийскому учению, воздаяние счастьем за добро и горем за зло мыслится как неотвратимый мировой закон, всё-таки во многих текстах говорится о божествах, ответственных за исполнение этого закона, и Раздающая Дары — одна из них.
В других сутрах Бэндзайтэн именуется супругой бога Бон-тэн (Брахмы) или спутницей бодхисаттвы Мондзю (Манджушри).
В роли подательницы наград Бэндзайтэн сливается в один образ с другой индийской богиней, Китидзё:тэн 吉祥天 — Лакшми, богиней Счастья и Удачи, она же Кудокутэн 功德天, богиня Благих Заслуг.


В японских памятниках VIII–IX вв. Бэндзайтэн и Китидзё:тэн ещё различаются, но позже их начинают всё чаще объединять. Порою Бэндзайтэн появляется с двумя спутницами: богиней Благих Заслуг и богиней Чёрного Мрака 黒闇天, Кокуан-тэн, она же Дакини-тэн 荼枳尼天, часто соотносимая в Японии с богом Инари. Притча из «Сутры о нирване» гласит, что две богини, приносящие счастье и несчастье, никогда не расстаются. Если богини удачи и неудачи сопровождают Раздающую, то она сама может также отождествляться с матерью этих двух богинь-сестёр — индийской Харити 訶梨帝, яп. Каритэймо, она же богиня Мать Демонов, Кисимодзин 鬼子母神.
Вот здесь Мудзю: Итиэн в «Собрании песка и камней» пересказывает эту притчу.
С IX века в Японии появляются тексты буддийского «тайного учения», где подробно описаны обряды для защиты страны и для достижения других мирских благ. В этих обрядовых руководствах, изучаемых в школах Сингон и Тэндай, и на «тайных» на картинах-мандалах Бэндзайтэн предстаёт уже не только как подательница красноречия, но и как покровительница музыкантов. Здесь основной приметой богини становится лютня бива 琵琶.
Богиню с лютней в руках в Японии часто соотносят с бодхисаттвой по имени Чудесный Звук 妙音菩薩, Мё:он-босацу из 24-й главы «Лотосовой сутры». О нём тоже известно, что он всячески помогает почитателям сутры — но на сей раз «Лотосовой».
Редкое изображение Бэндзайтэн в мужском обличии бодхисаттвы Чудесного Звука (XIV век)

Как богиня вод Бэндзайтэн появляется в Японии сравнительно поздно, в XI–XII вв. Вероятно, в это время её почитание срастается с почитанием нескольких водных божеств ками. В храмах школы Тэндай на горе Хиэй её образ сливается с образом бога Уга/Ука 宇賀. Происхождение этого божества неясно, возможно, оно связано с Ука-но митама, богиней священной пищи из древних летописей, а также с божеством-хранителем озера Бива. Одним из склонов гора Хиэй выходит на озёрный берег; школа Тэндай начиная с X века стремилась держать под своим покровительством перевозки по Бива и прибрежные промыслы. Поэтому к местным святилищам она относилась с большим вниманием и разрабатывала для них наставления по совместному почитанию богов и будд.
В «Собрании листьев, найденных в бурном потоке» (渓嵐拾葉集, «Кэйран сю:ё:сю:», XIV в.), обширном своде текстов школы Тэндай о почитании богов и будд, есть раздел под заглавием «Тайное предание об обрядах Раздающей дары» (辨財天法秘決, «Бэндзайтэн-хо: хикэцу»). Здесь сказано, что богиню почитают в двух обличиях. Перове — Мё:он-Бэндзайтэн 妙音弁才天 (богиня Чудесных Звуков, Раздающая Дарования), покровительница учёных и музыкантов, соотносимая с бодхисаттвой Чудесным Звуком. Второе — Уга-Бэндзайтэн 宇賀弁財天 (богиня Уга, Раздающая Дары), подательница удачи и богатства; в её имени знак «дзай» означает не таланты, а материальные блага.
Часто в японских храмах для поклонения Раздающей Дары обустроены отдельные залы — Бэнтэндо: — на островках посреди прудов. Вот, например, Бэнтэндо: в храме Дайгодзи в Киото.

Существует пять так называемых «сутр» о боге Уга и богине Бэндзайтэн, составленных в Японии:
1. «Проповеданная Буддой всепобеждающая сутра заклятий защитницы страны, богини Угая с жемчужиной скорого исполнения желаний» (仏説最勝護国宇賀耶頓得如意宝珠陀羅尼経, «Буссэцу сайсё: гококу Угая тонтоку нё:и хо:дзю дарани-кё:») воспроизводит образ Бэндзайтэн из «Сутры золотого света» и соотносит её с богом-змеем Уга. Здесь же говорится о пятнадцати юношах, спутниках Бэндзайтэн (о них мы ещё расскажем).
2. «Проповеданная Буддой сутра о том, как достичь совершенства в три дня, как в нынешнем теле отвести бедность и обрести счастье, явленная-преподанная белым змеем, бодхисаттвой, совершенным богом-воеводой Уга» (仏説即身貧転福得円満宇賀神将菩薩白蛇示現三日成就経, «Буссэцу сокусин бонтэн фукутоку эмман Уга дзинсё: босацу хакудзяку дзигэн микка дзё:дзю-кё:»). Здесь белый змей Уга отождествляется с драконом Анаватаптой, упоминаемым во многих буддийских текстах; сутра описывает обряды, обращённые к этому богу как подателю богатства.
3. «Проповеданная Буддой сутра заклятий царственного бога Уга, приносящих совершенное счастье» (仏説宇賀神王福得円満陀羅尼経, «Буссэцу Уга-дзинно: фукутоку эмман дарани-кё:») изображает божество Уга в обличии богини Бэндзайтэн с мечом и жемчужиной и в змеином венце: змей уничтожает яды страстей, меч рассекает заблуждения, а жемчужина утоляет голод и жажду.
4. «Проповеданная Буддой сутра о боге Уга и богине Благих Заслуг, Раздающей Дары» (仏説大宇賀神功徳弁才天経, «Буссэцу Угадзин кудоку Бэндзайтэн-кё:»).
5. «Сутра тайных заклятий Великой богини-девы, Раздающей Дары (大弁才天女秘密陀羅尼経, «Дай Бэндзайтэннё: химицу дарани-кё:»). Два последних текста в основном содержат наставления по обрядам.
Мандала Уга Бэндзайтэн

Богиня Бэндзайтэн упоминается также по многих текстах жанра энги 縁起— преданий храмов и святилищ. Особенно примечательны, пожалуй, «Предания Эносима», о них речь пойдёт дальше.
Бэндзайтэн. Работа Тоса Мицуоки, XVII век.


Способы изображения Бэндзайтэн
Как и другие особенно чтимые в Японии будды, бодхисаттвы и боги, Раздающая Дары изображается по-разному в зависимости от того, в какой роли она выступает в том или ином случае. Можно выделить такие разновидности её изображений:
1. Восьмирукая Бэндзайтэн 八臂弁才天, Хаппи-Бэндзайтэн — прекрасная женщина грозного вида в «небесном одеянии» (в одном или нескольких покрывалах, задрапированных тонкими складками) или же в китайском придворном платье. Этот образ восходит к «Сутре Золотого света». Богиня сидит со скрещёнными ногами, а в руках иногда держит восемь видов оружия, а чаще — оружие и предметы «мирного» назначения. Набор предметов может быть таким: копьё, меч, лук, посох, «колесо Закона», чаша, жемчужина исполнения желаний (такая же, как у бодхисаттвы Каннон) и амбарный ключ (такой же, как у божества Инари).
Восьмирукая Бэндзайтэн из святилища Эносима

Современная скульптура для домашнего алтаря.

2. Бэндзайтэн — богиня Чудесных Звуков 妙音弁才天, Мё:он-Бэндзайтэн — красавица с лютней бива и плектром в руках. Богиня обычно сидит, подогнув одну ногу и свесив другую или полусидит на коленях, в той позе, какую принимают музыканты, играя на бива.
Современная скульптура для домашнего алтаря

К этому типу изображений относятся несколько статуй обнажённой Бэндзайтэн, рассчитанные на то, чтобы облачать их в шёлковые одежды. Особенно знамениты такие изваяния из святилищ Эносима и Цуругаока.


Слева — Бэндзайтэн с лютней из святилища Эносима близ Камакуры. Справа — Бэндзайтэн из святилища Цуругаока в Камакуре в платье и без.
Встречаются и изображения стоящей Бэндзайтэн с лютней и плектром.

3. Великая Бэндзайтэн 大弁才/財天, Дайбэндзайтэн — богиня в «небесном одеянии» с мечом в одной руке и жемчужиной в другой. Вероятно, этот образ перешёл к Бэндзайтэн от богини Китидзё:тэн. Такую Бэндзайтэн изображают сидящей или, чаще, стоящей.

На Великую Бэндзайтэн бывает похожа Раздающая Дары в образе Дакини, только в этом случае богиня скачет верхом на лисице.

Самая крупная статуя Дайбэндзайтэн в мире, 18 метров высотой. Храм Сайфукудзи 最福寺 в Кагосима на острове Кюсю. Высота ворот в её венце — 3 метра. Скульпторы — Мацумото Мё:кэй 松本明慶 и его мастерская, 2000 год.

4. Уга-Бэндзайтэн 宇賀弁財天 может выглядеть и как Восьмирукая, или как Бэндзайтэн с лютней, или как Великая Бэндзайтэн. Отличительной приметой здесь служит венец богини: на голове её покоится свернувшийся кольцами змей с лицом бородатого старика. Это и есть бог Уга. Перед ним, надо лбом богини, возвышается украшение в виде ворот святилища, тории.
Уга-Бэндзайтэн. Осака, храм Коондзи孝恩寺.

Уга-Бэндзайтэн из храма Кофукудзи в Нара

Современная скульптура для домашнего алтаря.

Существуют и отдельные изваяния бога Уга в виде змея с человеческой головой.

5. Тэнкава-Бэндзайтэн 天河弁財天 появляется на мандалах святилища Тэнкава. Здесь богиня предстаёт в обличии трёхглавой змеи с десятью руками.
Мандала святилища Тэнкава

6. Есть несколько изображений, где богине Бэндзайтэн принадлежит одно из лиц многоликого божества. Трёхликий Дайкоку 三面大黒天, Саммэн Дайкокутэн, он же Воинский Дайкоку 武門大黒, Бумон Дайкоку, появляется в японских храмах в XIV в., хотя считается, что первым его стал чтить ещё монах Сайтё: в IX в. — как защитника горы Хиэй и школы Тэндай. Среднее лицо принадлежит богу Дайкоку (Махакале), слева от него Бэндзайтэн, а справа Бисямонтэн (Вайшравана). У божества шесть рук, в руках различные предметы: Бисямон держит пагоду и амбарный ключ, Дайкоку — молоток и мешок, Бэндзайтэн — посох и жемчужину. Ногами бог опирается на мешки с рисом. На мандалах спутниками Уга-Бэндзайтэн часто бывают Дайкокутэн и Бисямонтэн.

Слева — Саммэн Дайкокутэн из храма Эйсиндзи英信寺 в Токио. Справа — современная скульптура для домашнего алтаря

Другое трёхликое божество почитается в школе Сингон как защитник столичного храма То:дзи и всей Столицы; впрочем, в традиции Тэндай похожие изображения тоже были приняты. Здесь в центре — богиня Бэндзайтэн со змеем Уга в венце, а по бокам от неё — Дакинитэн с луной над головой и слоноголовый Канкитэн 歓喜天, он же 聖天 (Ганеша), у него над головой солнце с трёхногим вороном. Руки всех троих обвиты змеями; боги держат жемчужины, жезлы-ваджры и иные предметы. Божество едет верхом на белой лисице, его сопровождают шестнадцать юношей и двое «небесных псов» тэнгу — белый Тоню:гё: 頓遊行 и красный Суётисо: 須臾馳走.


7. Бэндзайтэн в ряду Семи богов счастья 七福神, Ситифукудзин.
Боги счастья могут стоять или сидеть, часто они плывут на корабле, полном всевозможных сокровищ. Здесь Бэндзайтэн изображается как красавица с лютней.

Страница из справочника буддийских изображений 仏像図彙 «Буцудзо: дзуи» 1690 года: 1) Дакинитэн; 2) Мё:он-Бэндзайтэн; 3) Хаппи Бэндзайтэн; 4) Дайбэндзайтэн; 5) Бисямонтэн; 6) Саммэн Дайкокутэн.
Страница из справочника 1783 года под тем же названием: 1) Бисямонтэн; 2) Дакинитэн; 3) Хаппи Бэндзайтэн; 4) Дайбэндзайтэн; 5) Конко:мё: Бэнтэн; 6) Мё:он-Бэндзайтэн.

(Продолжение будет)
Tags: Япония, боги, буддизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments